«Самое главное в платье — это женщина, которая его надевает».
Последний показ Ива Сен-Лорана, январь 2002 года. Все модели, а также знаменитые музы дизайнеры вышли в конце показа в самом известном наряде Сен-Лорана — черном смокингеИв Сен-Лоран — дизайнер, заслуживший безраздельную любовь всех прогрессивных женщин второй половины XX столетия. Стараниями эксцентричного француза женская мода стала демократичнее: Сен-Лоран был первым, кто открыл бутик готовой одежды, избавив своих клиенток от многочасовых примерок тяжеловесного кутюра. Наряды от Сен-Лорана стали синонимом эмансипации, и речь, конечно, не только о знаменитом Le Smoking 1966 года — классическом примере заимствования из мужского гардероба. Сен-Лоран практически единолично изобрел стиль сафари, позволив женщинам облачиться в самый мужественный из мужских костюмов — костюм охотника.
Да, Ив Сен-Лоран сильно изменил жизнь женщин. Так же сильно, как женщины изменили его самого.
Ив Сен-ЛоранТеперь уже кажется, что по-другому и быть не могло. Вся жизнь Ива Сен-Лорана проходила в окружении женщин, а первой и главной была мама Люсьен. Ив родился в алжирском Оране, где его родители поселились задолго до его рождения, чтобы круглый год наслаждаться ярким солнцем, теплым морем и вечнозеленой природой. Люсьен была фантастически красивой женщиной, и именно она и стала той искрой, что зажгла в юном художнике интерес к моде. Днем она носила блузки с идеально накрахмаленными юбками, а вечерами облачалась в длинные платья, сочетая их с парой каблуков. Юный Ив, ежедневно разглядывая гардеробную матери, повторял ее образы в нарядах для бумажных кукол, а после — еще и на сестрах Мишель и Брижит.
Люсьен первой разглядела талант сына. Каждую субботу она и Ив шли на бульвар Сегин, где покупали свежий выпуск Vogue или Paris Match, а потом, сидя на скамейке, с упоением его разглядывали. Она покупала сыну все, что тот просил для собственного творчества — альбомы, краски, кисти. Она водила его в оперу, театр и кино, где они оба смотрели фильмы с любимой Вивьен Ли. В 17 лет, когда Ив Сен-Лоран выиграл свое первое модное соревнование, Люсьен в ту же секунду отправилась с сыном туда, где творили настоящую моду — в Париж. Ив и его мать все время были рядом, Люсьен была свидетельницей всех его побед и потерь, взлетов и падений. Их история оборвалась в 2008 году, когда в 71 год от рака мозга скончался сам дизайнер. Мадам Сен-Лоран умерла только через два года, когда до столетнего юбилея ей оставалось меньше трех лет.
Ив Сен-Лоран с матерью и сестрами в Оране, 40-е годы
Фотография принадлежит музею Ива Сен-Лорана в ПарижеИв славился умением завораживать женщин одним своим присутствием. Его любимые клиентки целиком полагались на вкус дизайнера, не осмеливаясь возразить французскому кутюрье. Одной из таких поклонниц была Катрин Денев — пожалуй, самая известная муза французского дизайнера. Стройная блондинка была самой многообещающей звездой французского кинематографа 60-х годов — то есть времени, на которое и приходится творческое становление Сен-Лорана.
Дизайнер и его муза познакомились случайно, когда Денев заглянула в бутик в поисках идеального платья для встречи с британской королевой Елизаветой II. Ив буквально влюбился в ее длинные белокурые локоны, большие глаза и правильный овал лица: дизайнер ждал, когда Денев обратится к нему вновь. И это случилось: Катрин заказала у Сен-Лорана платье для премьеры «Девушки из Рошфора» (Les demoiselles de Rochefort), а затем предложила Иву сшить ей костюмы для фильма «Дневная красавица» (Belle de jour). С тех пор они не расставались, а Катрин была неизменной гостьей на каждом показе французского дизайнера.
Катрин Денев и Ив Сен-Лоран, 1968 годКатрин Денев и Ив Сен-Лоран, 1990 год«Мы часто пишем друг другу. Я зову ее "Моя милая Катрин", а она шлет мне розы», — писал дизайнер в 1992 году.
Другой поклонницей творчества Сен-Лорана была Бетти Катру — длинноногая астеничная блондинка, на которой его знаменитый смокинг сидел, как влитой. Они познакомились в гей-клубе Chez Regine, и место знакомства предопределило их отношения. «Когда мы встретились, в сознании у каждого у нас случился настоящий переворот. После той ночи мы жили только ради удовольствия, двое — против целого мира», — вспоминала Бетти.
Бетти Катру, Ив Сен-Лоран и Лулу де ля Фалез в Париже, 1969 годБетти была канонической красавицей для 60-х годов: высокий рост, андрогинный тип фигуры, роскошные волосы и не менее роскошная улыбка. Она походила сразу на двух тогдашних икон — Аниту Палленберг, сыгравшую вместе с Джейн Фондой в знаменитой «Барбарелле» (Barbarella), и Джейн Биркин одновременно. Сен-Лоран даже называл ее своим женским воплощением, и считал, что она прекрасно смотрится в его одежде. «Все, как я люблю», — говорил он про свою музу.
Катру неизменно отказывалась работать на Сен-Лорана и получать от него деньги, настаивая на том, что их отношения лучше, чем рабочие: они дружеские. В марте 2018 года, спустя 10 лет после смерти своего любимого друга, Бетти Катру снялась в рекламной кампании французского бренда Saint Laurent. За ее возвращение ратовал нынешний креативный директор марки Энтони Ваккарелло, чей разбитной и сексуальный стиль воплощает образ жизни богемного Парижа полувековой давности.
Бетти Катру в рекламной кампании Saint Laurent FW18-19Бетти Катру в рекламной кампании Saint Laurent FW18-19История модного Дома Yves Saint Laurent немыслима и без Лулу де ля Фалез, богемной шатенки, чей стиль служил перманентным вдохновением для этнических коллекций модельера 70-х годов. Их встреча произошла в конце 60-х годов, когда де ля Фалез работала младшим редактором журнала Queen. Говоря о кончине своего друга, Лулу не терпит слова «муза» в свой адрес. «Муза — это девушка, которая выглядит очаровательно или завораживающе, но при этом остается довольно пассивной. Я не была пассивной», — сказала она. Слова экспрессивной шатенки подтверждает и партнер Ива Сен-Лорана Пьер Берже: «Она советница и соучастница», — сказал он.
Лулу де ля Фалез и Ив Сен-Лоран, 1992 годЕе участие в жизни ателье было колоссальным, хотя сама она говорит, что вначале и понятия не имела, чем будет заниматься. Она была больше, чем просто помощницей, а Ив советовался с ней буквально по каждому вопросу: от выбора основного цвета коллекции до кастинга моделей. Она могла и украшения нарисовать (что в конечном счете и стало ее главным занятием), и с Мужиками (так звали французских бульдогов Ива Сен-Лорана) погулять. Сен-Лоран обсуждал с ней все свои идеи, и услышать ее мнение было для него очень важно. «Она — обаяние, поэзия, крайность, экстравагантность и элегантность одновременно», — писал модельер о подруге.
Лулу де ля Фалез и Ив Сен-Лоран в ателье, 1977 год
Фотография принадлежит музею Ива Сен-Лорана в ПарижеИв Сен-Лоран на свадьбе Лулу де ля Фалез и Тадеуша Клоссовски, 1977 год
Фотография принадлежит музею Ива Сен-Лорана в ПарижеСегодня Лулу де ля Фалез — легенда не только модного Дома Yves Saint Laurent. Ее чрезмерный, экспрессивный, богемный стиль вдохновляет дизайнеров и стилистов почти полвека, а цветастые платки, лихо закрученные тюрбаны и винтажные украшения, которые та нежно любила, сегодня не смотрятся странным излишеством во многом благодаря ей. Лулу скончалась в 2011 году — через три года после смерти ее любимого Ива Сен-Лорана.
Еще одной боевой подругой дизайнера была младшая дочь Пабло Пикассо Палома. Ей повезло родиться в семье самого прославляемого художника XX столетия, однако гены и стали ее самым большим испытанием. «Я всегда была очень застенчивой и тихой, а фамилия Пикассо значила, что я никогда не смогу быть самой собой», — писала она. С Ивом Сен-Лораном большеглазая брюнетка познакомилась в 1969-м — всего через год после начала карьеры в дизайне ювелирных украшений. Вдохновленная успехом своих первых поделок из хрусталя и камней, найденных на задворках блошиных рынков, она не побоялась показать дизайнеру свои творения. И не прогадала: Сен-Лоран немедленно поручил ей их создание. Дизайнер и его подчиненная в итоге сблизились, и Палома стала музой самой скандальной коллекции дизайнера — знаменитой The Forties Collection 1971 года, посвященной Второй мировой войне и фашистской окупации французской столицы.
Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран, 1983 годПалома водила дружбу еще с одним культовым дизайнером эпохи — Карлом Лагерфельдом. Карл и Ив на дух не переносили друг друга, поэтому Палома меж двух заклятых врагов балансировала с аккуратностью эквилибристки. Решающим моментом стала свадьба испанки в 1973 году, для которой Пикассо выбрала белый жакет, блузу и перчатки от… Сен-Лорана. Позже на банкете при свечах, который проходил в салоне Карла, искусная подруга появилась в атласном платье от… Лагерфельда. В тот же вечер они отправились в Le Palace, где Ив и Карл, на день забыв о многолетней вражде, обнялись и вместе танцевали фламенко.
Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран, 1983 годПалома Пикассо и Карл Лагерфельд, 1986 годОдной из последних муз французского дизайнера стала Летиция Каста. Именно Сен-Лоран на заре нового миллениума помог знойной француженке закрепить звание суперзвезды подиума, а затем — и просто суперзвезды: Летиция, имея внушительный бэкграунд в модельном бизнесе, с 1999 года снимается в кино. «Ив Сен-Лоран был первым мужчиной, рядом с которым я почувствовала себя женщиной. Мы оба были очень тихими и чувствительными, мы держались друг за друга. Мы были как двое в океане, не давая друг другу утонуть. Я очень скучаю по нему, потому что встретить такого человека, как он, можно только однажды. Если очень повезет…» — сказала она в интервью Harper’s Bazaar.
Летиция Каста в финале показа Yves Saint Laurent Couture SS98Летиция Каста в рекламной кампании Saint Laurent SS18Летиция Каста в рекламной кампании Saint Laurent SS18
«Самое главное в платье — это женщина, которая его надевает». Последний показ Ива Сен-Лорана, январь 2002 года. Все модели, а также знаменитые музы дизайнеры вышли в конце показа в самом известном наряде Сен-Лорана — черном смокинге Ив Сен-Лоран — дизайнер, заслуживший безраздельную любовь всех прогрессивных женщин второй половины XX столетия. Стараниями эксцентричного француза женская мода стала демократичнее: Сен-Лоран был первым, кто открыл бутик готовой одежды, избавив своих клиенток от многочасовых примерок тяжеловесного кутюра. Наряды от Сен-Лорана стали синонимом эмансипации, и речь, конечно, не только о знаменитом Le Smoking 1966 года — классическом примере заимствования из мужского гардероба. Сен-Лоран практически единолично изобрел стиль сафари, позволив женщинам облачиться в самый мужественный из мужских костюмов — костюм охотника. Да, Ив Сен-Лоран сильно изменил жизнь женщин. Так же сильно, как женщины изменили его самого. Ив Сен-Лоран Теперь уже кажется, что по-другому и быть не могло. Вся жизнь Ива Сен-Лорана проходила в окружении женщин, а первой и главной была мама Люсьен. Ив родился в алжирском Оране, где его родители поселились задолго до его рождения, чтобы круглый год наслаждаться ярким солнцем, теплым морем и вечнозеленой природой. Люсьен была фантастически красивой женщиной, и именно она и стала той искрой, что зажгла в юном художнике интерес к моде. Днем она носила блузки с идеально накрахмаленными юбками, а вечерами облачалась в длинные платья, сочетая их с парой каблуков. Юный Ив, ежедневно разглядывая гардеробную матери, повторял ее образы в нарядах для бумажных кукол, а после — еще и на сестрах Мишель и Брижит. Люсьен первой разглядела талант сына. Каждую субботу она и Ив шли на бульвар Сегин, где покупали свежий выпуск Vogue или Paris Match, а потом, сидя на скамейке, с упоением его разглядывали. Она покупала сыну все, что тот просил для собственного творчества — альбомы, краски, кисти. Она водила его в оперу, театр и кино, где они оба смотрели фильмы с любимой Вивьен Ли. В 17 лет, когда Ив Сен-Лоран выиграл свое первое модное соревнование, Люсьен в ту же секунду отправилась с сыном туда, где творили настоящую моду — в Париж. Ив и его мать все время были рядом, Люсьен была свидетельницей всех его побед и потерь, взлетов и падений. Их история оборвалась в 2008 году, когда в 71 год от рака мозга скончался сам дизайнер. Мадам Сен-Лоран умерла только через два года, когда до столетнего юбилея ей оставалось меньше трех лет. Ив Сен-Лоран с матерью и сестрами в Оране, 40-е годы Фотография принадлежит музею Ива Сен-Лорана в Париже Ив славился умением завораживать женщин одним своим присутствием. Его любимые клиентки целиком полагались на вкус дизайнера, не осмеливаясь возразить французскому кутюрье. Одной из таких поклонниц была Катрин Денев — пожалуй, самая известная муза французского дизайнера. Стройная блондинка была самой многообещающей звездой французского кинематографа 60-х годов — то есть времени, на которое и приходится творческое становление Сен-Лорана. Дизайнер и его муза познакомились случайно, когда Денев заглянула в бутик в поисках идеального платья для встречи с британской королевой Елизаветой II. Ив буквально влюбился в ее длинные белокурые локоны, большие глаза и правильный овал лица: дизайнер ждал, когда Денев обратится к нему вновь. И это случилось: Катрин заказала у Сен-Лорана платье для премьеры «Девушки из Рошфора» (Les demoiselles de Rochefort), а затем предложила Иву сшить ей костюмы для фильма «Дневная красавица» (Belle de jour). С тех пор они не расставались, а Катрин была неизменной гостьей на каждом показе французского дизайнера. Катрин Денев и Ив Сен-Лоран, 1968 год Катрин Денев и Ив Сен-Лоран, 1990 год «Мы часто пишем друг другу. Я зову ее "Моя милая Катрин", а она шлет мне розы», — писал дизайнер в 1992 году. Другой поклонницей творчества Сен-Лорана была Бетти Катру — длинноногая астеничная блондинка, на которой его знаменитый смокинг сидел, как влитой. Они познакомились в гей-клубе Chez Regine, и место знакомства предопределило их отношения. «Когда мы встретились, в сознании у каждого у нас случился настоящий переворот. После той ночи мы жили только ради удовольствия, двое — против целого мира», — вспоминала Бетти. Бетти Катру, Ив Сен-Лоран и Лулу де ля Фалез в Париже, 1969 год Бетти была канонической красавицей для 60-х годов: высокий рост, андрогинный тип фигуры, роскошные волосы и не менее роскошная улыбка. Она походила сразу на двух тогдашних икон — Аниту Палленберг, сыгравшую вместе с Джейн Фондой в знаменитой «Барбарелле» (Barbarella), и Джейн Биркин одновременно. Сен-Лоран даже называл ее своим женским воплощением, и считал, что она прекрасно смотрится в его одежде. «Все, как я люблю», — говорил он про свою музу. Катру неизменно отказывалась работать на Сен-Лорана и получать от него деньги, настаивая на том, что их отношения лучше, чем рабочие: они дружеские. В марте 2018 года, спустя 10 лет после смерти своего любимого друга, Бетти Катру снялась в рекламной кампании французского бренда Saint Laurent. За ее возвращение ратовал нынешний креативный директор марки Энтони Ваккарелло, чей разбитной и сексуальный стиль воплощает образ жизни богемного Парижа полувековой давности. Бетти Катру в рекламной кампании Saint Laurent FW18-19 Бетти Катру в рекламной кампании Saint Laurent FW18-19 История модного Дома Yves Saint Laurent немыслима и без Лулу де ля Фалез, богемной шатенки, чей стиль служил перманентным вдохновением для этнических коллекций модельера 70-х годов. Их встреча произошла в конце 60-х годов, когда де ля Фалез работала младшим редактором журнала Queen. Говоря о кончине своего друга, Лулу не терпит слова «муза» в свой адрес. «Муза — это девушка, которая выглядит очаровательно или завораживающе, но при этом остается довольно пассивной. Я не была пассивной», — сказала она. Слова экспрессивной шатенки подтверждает и партнер Ива Сен-Лорана Пьер Берже: «Она советница и соучастница», — сказал он. Лулу де ля Фалез и Ив Сен-Лоран, 1992 год Ее участие в жизни ателье было колоссальным, хотя сама она говорит, что вначале и понятия не имела, чем будет заниматься. Она была больше, чем просто помощницей, а Ив советовался с ней буквально по каждому вопросу: от выбора основного цвета коллекции до кастинга моделей. Она могла и украшения нарисовать (что в конечном счете и стало ее главным занятием), и с Мужиками (так звали французских бульдогов Ива Сен-Лорана) погулять. Сен-Лоран обсуждал с ней все свои идеи, и услышать ее мнение было для него очень важно. «Она — обаяние, поэзия, крайность, экстравагантность и элегантность одновременно», — писал модельер о подруге. Лулу де ля Фалез и Ив Сен-Лоран в ателье, 1977 год Фотография принадлежит музею Ива Сен-Лорана в Париже Ив Сен-Лоран на свадьбе Лулу де ля Фалез и Тадеуша Клоссовски, 1977 год Фотография принадлежит музею Ива Сен-Лорана в Париже Сегодня Лулу де ля Фалез — легенда не только модного Дома Yves Saint Laurent. Ее чрезмерный, экспрессивный, богемный стиль вдохновляет дизайнеров и стилистов почти полвека, а цветастые платки, лихо закрученные тюрбаны и винтажные украшения, которые та нежно любила, сегодня не смотрятся странным излишеством во многом благодаря ей. Лулу скончалась в 2011 году — через три года после смерти ее любимого Ива Сен-Лорана. Еще одной боевой подругой дизайнера была младшая дочь Пабло Пикассо Палома. Ей повезло родиться в семье самого прославляемого художника XX столетия, однако гены и стали ее самым большим испытанием. «Я всегда была очень застенчивой и тихой, а фамилия Пикассо значила, что я никогда не смогу быть самой собой», — писала она. С Ивом Сен-Лораном большеглазая брюнетка познакомилась в 1969-м — всего через год после начала карьеры в дизайне ювелирных украшений. Вдохновленная успехом своих первых поделок из хрусталя и камней, найденных на задворках блошиных рынков, она не побоялась показать дизайнеру свои творения. И не прогадала: Сен-Лоран немедленно поручил ей их создание. Дизайнер и его подчиненная в итоге сблизились, и Палома стала музой самой скандальной коллекции дизайнера — знаменитой The Forties Collection 1971 года, посвященной Второй мировой войне и фашистской окупации французской столицы. Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран, 1983 год Палома водила дружбу еще с одним культовым дизайнером эпохи — Карлом Лагерфельдом. Карл и Ив на дух не переносили друг друга, поэтому Палома меж двух заклятых врагов балансировала с аккуратностью эквилибристки. Решающим моментом стала свадьба испанки в 1973 году, для которой Пикассо выбрала белый жакет, блузу и перчатки от… Сен-Лорана. Позже на банкете при свечах, который проходил в салоне Карла, искусная подруга появилась в атласном платье от… Лагерфельда. В тот же вечер они отправились в Le Palace, где Ив и Карл, на день забыв о многолетней вражде, обнялись и вместе танцевали фламенко. Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран, 1983 год Палома Пикассо и Карл Лагерфельд, 1986 год Одной из последних муз французского дизайнера стала Летиция Каста. Именно Сен-Лоран на заре нового миллениума помог знойной француженке закрепить звание суперзвезды подиума, а затем — и просто суперзвезды: Летиция, имея внушительный бэкграунд в модельном бизнесе, с 1999 года снимается в кино. «Ив Сен-Лоран был первым мужчиной, рядом с которым я почувствовала себя женщиной. Мы оба были очень тихими и чувствительными, мы держались друг за друга. Мы были как двое в океане, не давая друг другу утонуть. Я очень скучаю по нему, потому что встретить такого человека, как он, можно только однажды. Если очень повезет…» — сказала она в интервью Harper’s Bazaar. Летиция Каста в финале показа Yves Saint Laurent Couture SS98 Летиция Каста в рекламной кампании Saint Laurent SS18 Летиция Каста в рекламной кампании Saint Laurent SS18