Какое кино поможет в воспитании детей
В наш век невозможно оградиться от огромного потока информации. Особенно страдают дети, которые еще слишком чувствительны и не могут самостоятельно дать отпор негативу. Конечно, можно попытаться дозировать доступ к интернету, но куда действеннее воспитать хороший вкус. И самый лучший помощник в таком деле — кино. Какие фильмы для этого выбрать? Своими рекомендациями делится киноэксперт.
Киноискусство способствует не только правильному воспитанию детей, но и улучшению взаимопонимания в семье. Психологи часто советуют родителям смотреть вместе с детьми фильмы, укрепляющие связь поколений. Ребенку нужно показывать истории, которые позволят ему понять, что такое «хорошо», а что такое «плохо», как говорил Маяковский. Но не все кино попадает под такие требования, ведь кинематограф более разнообразен — в сюжетном, жанровом и идейном плане.
Всех персонажей фильма ребенок делит на положительных и отрицательных, ведь пока в его сознании все либо белое, либо черное — без полутонов. И во многом как раз кино формирует модель поведения: девочки представляют себя принцессами, а мальчики — отважными воинами.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК», СЭМ РЭЙМИ (2002)
Например, супергеройские фильмы по большей части ставят целью продемонстрировать становление характера через испытания и борьбу со злом. «Супергерой — это не только сверхспособности и сила, это еще и большая ответственность», — такое изречение Стэна Ли как мантра переходит из фильма в фильм кинофраншизы о Человеке-пауке. Поступки паучка способны научить юных зрителей тому, как важны любовь к близким, уважение к старшим, идеалы добра и та самая пресловутая ответственность во всех ее проявлениях.
«ЧУДО», СТИВЕН ЧБОСКИ (2017)
Но что делать, если ты родился с деформацией лица и вынужден ходить в игрушечном шлеме астронавта? Как найти друзей в школе и обрести счастье, если ты не похож на других? Семейная драма «Чудо» о десятилетнем мальчике Огги покажет вашему ребенку, что важнее внешности любовь семьи, вера в себя и, конечно же, мечтательная натура, позволяющая преодолевать даже самые трудные жизненные препятствия и закаливать характер. Родители Огги благодаря своей заботе и мудрому воспитанию помогли сыну с «особенным» лицом стать лидером класса.
«Убил бы себя, если бы выглядел, как Огги», — говорит самый смазливый мальчик класса по имени Джек в начале картины. Но ближе к финалу эта фраза афористически меняется в устах одноклассника, ставшего лучшим другом главного героя: «Я бы убил себя, если был бы такой, как Джек». Во время просмотра ваши дети сначала будут жалеть мальчика, а затем восхищаться его успехам, как подвигами супергероя.
«ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ», ДМИТРИЙ ДЬЯЧЕНКО (2017)
Превращение из отрицательного в положительного героя показано в российском сказочном блокбастере «Последний богатырь». В этом фильме использован воспитательный прием перерождения: сначала главный персонаж Иван Найденов — грубиян и обманщик по причине тяжелого детдомовского прошлого, а затем — пример для подражания, совершающий подвиги. Иван узнал, что он избранный богатырь, который должен спасти сказочный мир Белогорье. Герой хватается за этот шанс как за соломинку и меняется в лучшую сторону, наглядно открывая детям жизненную истину: человек должен совершенствовать себя самостоятельно и идти к достижению благородной цели, даже когда другие в него не верят.
«ДВОЕ: Я И МОЯ ТЕНЬ», ЭНДИ ТЕННАНТ (1995)
Для родителей с подрастающей дочкой рекомендована к просмотру классическая комедия эпохи VHS «Двое: я и моя тень». Случайная встреча похожих друг на друга как две капли воды девочек Аманды и Алиссы покажет вашему ребенку, что счастье не в богатстве, а в том, чтобы рядом были любящие родители, пусть даже и приемные. Каждой из близняшек чего-то не хватает. У одной есть папа-миллионер, но умерла мама, а вторая — сирота, которую пытается удочерить милая воспитательница из детского дома. На глазах юных зрителей создается крепкая и полная семья, о которой мечтает каждый ребенок.
«СТАРШИЙ СЫН», ВИТАЛИЙ МЕЛЬНИКОВ (1975)
Советская киноиндустрия ежегодно выпускала большое количество фильмов, способствующих нравственному воспитанию детей и подростков. Были даже режиссеры, специализирующиеся только на таких картинах: Александр Роу, Александр Птушко, Ролан Быков и Владимир Грамматиков. Их фильмы «Шла собака по роялю», «Морозко», «Сказка о потерянном времени», «Внимание, черепаха!» стали классикой нашего кино. Но не только детское кино в СССР могло быть полезно юному поколению.
Возьмем хотя бы драму «Старший сын» 1975 года. В этой картине, как в энциклопедии, есть все, что нужно знать подростку: первая любовь школьника переходного возраста, проблемы отцов и детей, дружба, финалом которой станет предательство, и самое главное — доказательство того, что чужой человек за считаные часы может стать родным, а духовная связь, сыновнее внимание к отцу и почти телепатическое понимание между героями — молодым Николаем Караченцовым и, как всегда, блестящим Евгением Леоновым — гораздо важнее биологического родства.
«МЭРИ ПОППИНС, ДО СВИДАНИЯ», ЛЕОНИД КВИНИХИДЗЕ (1983)
Идеальный вариант для воспитательного фильма — снять картину о воспитателе. Режиссер еще одного советского хита «Мэри Поппинс, до свидания» Леонид Квинихидзе изначально замыслил телевизионный мюзикл для взрослой аудитории, но в результате получился блестящий фильм для всей семьи. Загадочная няня-волшебница для маленьких Майкла и Джейн Бэнкс творит чудеса, чтобы сделать детей и родителей добрыми и отзывчивыми, чувствительными и чуткими. Она заставляет грубого мясника стать вежливым и запеть оперным голосом, оживляет статую в парке, которая оказывается милым собеседником и даже влюбляется в Джейн.
А чудо-карусель, с помощью которой каждый взрослый получает возможность недолго поговорить с самим собой из детства, — это сказочный аттракцион из области не только воспитания, но и психологии. Вместе с этими чудесами Мэри Поппинс учит
детей и напоминает взрослым, что добрые поступки, любовь, понимание и преданность в обычной жизни — это тоже своего рода волшебство, подвластное людям.
Кино дарит сильные эмоции и впечатления, которые влияют на неокрепшую психику ребенка. Он погружается в вымышленный мир гораздо глубже, чем взрослый. Наиболее яркие фрагменты долго не выходят из детской памяти и часто имитируются в реальной жизни, а цитаты героев формируют у ребенка манеру общения с окружающими.
Для того чтобы влияние кинематографа на детей и подростков было позитивным, взрослым необходимо посмотреть фильм заранее и подумать над тем, какое впечатление он произвел на них самих, чему научил, на какие сложные вопросы смог ответить. Дети — это продолжение родителей, в том числе и в плане формирования зрительского вкуса.
Мария Лемешева