Какая бывает красота и как отличить настоящую красоту - «Мода»
Люди, которые обладают истинной внутренней
красотой, их глаза ярче, их кожа более увлажненная.
Они вибрируют на другой частоте».
Кэмерон Диас
Что такое красота? Почему люди с древних времен украшают себя цветами или же бусами из цветных камушков? Для чего создаются произведения искусства – от рисунков животных на стенах пещер до работ современных художников? Как мы понимаем, что вот именно это лицо или же картина красивы, а вот та ваза выглядит не очень привлекательно? И почему нам так важно быть красивыми и окружать себя красивыми предметами?
Фотограф Тим Уолкер, W magazine, 2015 год
На эти вопросы на протяжении всей истории человечества ответы пытались дать философы, искусствоведы и художники. Задумывались о том, что же такое красота актеры, модельеры, модели, писатели...
Красота — это вечность, длящаяся мгновение.
Альбер Камю
Красота становится живой
и интересной, когда она скрыта одеждой.
Моника Белуччи
Существует даже целая наука - эстетика. Она изучает сущность прекрасного в искусстве, в природе, в жизни. Само слово «эстетика» с древнегреческого языка переводится как «чувство, чувственное восприятие». И хотя эстетика – это философское направление, идея о том, что мы воспринимаем красоту не разумом (логически), а через эмоции, чувства близка и для современной нейрофизиологии.
От философии к наукам о мозге
Так как же мы видим красоту? Собственно говоря, как и весь окружающий нас мир – глазами. А видим мы, скажем прямо, очень плохо.
Люминесценция минералов в ультрафиолетовом излучении
Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана
Фотография I. P. Vtorov (Википедия)
Мы видим лишь то, что происходит прямо перед нашим носом. У нас нет бокового зрения фасеточных глаз, как, например, у насекомых. Это такое зрение с практически круговым обзором и 3d-эффектом. Мы также не видим всех цветов. В отличие от тех же насекомых. Человеческий глаз различает 7 цветов радуги или же свет видимой нам длины волн – 400-700 нм. Фасеточный же глаз насекомых позволяет им видеть ультрафиолетовое излучение – длина волн от 10 до 400 нм.
Модный цвет 2018 года ультрафиолет явно пришелся бы
по вкусу пчелам и муравьям, если бы они, конечно, разбирались в моде
Также мы не видим всю картинку окружающего нас мира сразу и целиком. Но здесь уже виноваты не наши глаза, а наш мозг. Ведь наш мозг большой фантазер – он достраивает изображение.
«По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве».
Смогли прочитать абзац выше? Вот так это и работает. Наши глаза не видят все и сразу, они фиксируют лишь основные элементы, которые позволяют отличить, например, стол от кровати, а все остальное, основываясь на ранее полученной информации о данных объектах, достраивает наш мозг.
Фотограф Siegfried Hansen
Пример иллюзии восприятия
Знаете в чем основное отличие галлюцинации от реального восприятия? Постоянство событий и объектов. А вот когда мы видим галлюцинации или же просто мечтаем, события и объекты могут перемещаться в любом направлении. На этом принципе (перемещение событий и объектов в любом направлении) построено и наше воображение.
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» 2010 год
Воображение
Именно воображение позволяет нам создавать произведения искусства – от детского рисунка и до выдающихся памятников архитектуры, например, замок Нойшванштайн.
Замок Нойшванштайн
Нейрофизиологи говорят о том, что зрительное воображение – это уникальная способность человека. Оно предназначено для того, чтобы репетировать будущие действия в уме без рисков и последствий. Например, охоту на крупных животных, того же мамонта. Ведь изначально наш мозг помогал нам выживать. А уже потом мы начали его использовать не по назначению.
И как только мы начали использовать наш мозг «не по назначению» (то есть не только для выживания), появилось искусство и представления о красоте. Такой вот побочный эффект эволюции.
Эволюционировать могут и костюмы
Костюм Падме из «Звездных войн» - немного от японского костюма и макияжа, немного от испанских воротников XVII века, белый цвет романтизма XIX века и новый костюм для жителей других планет готов
Красота как побочный эффект эволюции
Все искусствоведы, дизайнеры и художники знают, что есть определенные законы, соблюдая которые вы сможете создавать картины, скульптуры или же одежду, которые будут отлично смотреться и нравиться людям. Не зря же в Академиях искусств изучают законы композиции и, например, цветоведение.
Рафаэль
«Сикстинская мадонна»
Так вот, если вы будете группировать, к примеру, объекты рядом друг с другом (вспомните натюрморты) или же оттенки одного цвета, то произведения искусства будут смотреться как нечто целое и завершенное. То же самое и с одеждой, вещи должны быть одного стиля, очень часто мы подбираем и мало чем отличающиеся друг от друга цвета (темное к темному, светлое к светлому).
Красота – это всегда безопасно
«Шарлотка»
Фотограф Катя Рашкевич
И это не случайно. Наш мозг изначально был заточен на то, чтобы замечать замаскированные объекты. Например, опасного хищника, спрятавшегося за деревьями. И именно поэтому мы любим собирать в целое похожие элементы. Обозначать границы объектов, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Фотограф Майлз Олдридж
Также все дизайнеры и художники знают о контрасте (противоположные цвета). Контраст всегда смотрится отлично и, главное, привлекает внимание. Вспомните ягоды, ягоды красные и они на зеленом фоне – это и есть контраст. Контраст помогает видеть края объектов, в то время как группировка находит замаскированные объекты. Все это было крайне важно для выживания. И наш мозг очень хорошо реагирует на данные особенности.
Группируй в единое целое и разделяй контрастом – будет красиво
Сегодня же любой хороший стилист будет использовать контраст для того, чтобы обозначить границы элементов костюма. Например, розовая брошь на красной блузке будет не заметна, она сольется с ней в единое целое. Здесь нужен контраст – синяя брошь.
А вот желтые туфли к желтой сумке и желтый пояс на черном платье, а также золотые кольца и цепочка, например, сделают ваш образ завершенным (группировка), демонстрируя единство. То же самое (группировка, а именно создание ощущения целостности) мы делаем, когда надеваем красную блузку и синий шарф, но, например, в красный горошек.
Чем проще, тем красивее
Всем нам известно, что все и сразу на себя надевать не стоит, - это будет выглядеть вульгарно и смешно. Чем проще наш образ, тем он лучше смотрится. Вспомните маленькое черное платье Коко Шанель и нитку жемчуга.
Сравните
То же самое относится и к японскому эстетическому принципу ваби-саби - «непритязательная простота».
Принцип ваби-саби в живопись тушью Суми-э
Здесь также не обошлось без особенностей нашего мозга. У нашего мозга есть лимит внимания. «Вас много, я один» - ворчит мозг при виде пестро одетого человека.
В нашем мозге 100 миллиардов нервных клеток, но только небольшая их группа может быть активной в конкретный момент времени
Фотограф Тим Уолкер, W magazine, 2015 год
И именно поэтому (ограниченный лимит внимания нашего мозга) набросок может смотреться красивее огромной с множеством деталей и цветов картины. Для восприятия полноценной картины нужно больше внимания, чем для восприятия наброска. То же самое и с одеждой, чем больше фактур и цвета, тем быстрее мы устаем. Чем проще и лаконичнее образ, тем лучше он воспринимается – наш мозг отдыхает.
Будьте проще и люди потянутся к вам
Верно не только для описания
вашего поведения, но и для вашей одежды
Еще одно интересное свойство нашего мозга – мы любим разгадывать головоломки.
Чтобы быть привлекательнее, нужно стать менее видимым
И здесь мы возвращаемся к галлюцинациям. И воображению. Наш мозг все время, когда мы смотрим на окружающий нас мир, разрешает двусмысленности, сопоставляет модели, проверяет гипотезы. И недосказанность всегда будет нам интересна, и это верно для любого произведения искусства.
Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы»
Правило третей или же никакой уникальности
У вас есть Instagram, а это значит, что вы в курсе правила третей. Помните ту сеточку, которая появляется, когда вы редактируете фотографии. Правило третей гласит, смещайте объекты в стороны от центра. Например, если на фотографии только один крупный объект, его рекомендуется располагать чуть левее от центра.
С.Дали
«Постоянство времени»
Правило третей
Все дело в том, и снова вспоминаем о галлюцинациях и о том, что мозг достраивает картину окружающего нас мира, что нам свойственно искать совпадения и если мы их не находим, это вызывает беспокойство. То расположение предметов в пространстве, которое мы видим на картинах или же фотографиях, должно быть похоже на то, что мы можем увидеть в реальной жизни. Например, дерево прямо по центру перед нами, а по бокам два холма, мы вряд ли будем видеть каждый день (это очень подозрительное совпадение для нашего мозга), а вот дерево левее или правее от данных холмов нам более понятно.
Дерево (пальма) и холмы
Картинка из книги «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми»
Автор Вилейанур С. Рамачандран
Если вам вдруг работа мозга стала интереснее
понятия красоты или же вас уже просто утомила эта статья,
бросайте статью – читайте книгу
И, наконец, симметрия. Мы любим симметрию. И этому есть свои биологические причины. Во-первых, наше зрение и мозг изначально нацелены на то, чтобы фиксировать живые объекты. Те объекты, от которых нужно убегать или же наоборот те, которые можно съесть. А для всех живых организмов характерна симметрия – два уха, четыре лапы и так далее.
Квазимодо
Еще одна причина – это паразиты и болезни. И те и другие очень часто вызывают ассиметрию. Для продолжения рода нужны здоровые родители, ассиметрия – признак болезней. Мы предпочитаем симметричность во всем, и она нам кажется красивой.
Нам нравятся симметричные лица,
в произведениях искусства также есть симметрия
Фотограф Тим Уолкер, W magazine, 2015 год
Таким образом, как утверждает наука, красота – это побочный эффект эволюции и наше приобретенное умение использовать вещи, в том числе и свой собственный мозг, не по их прямому функциональному назначению, а с фантазией.