Шуточный карнавал или оккультный праздник нечисти? Ни то и ни другое. У Православной Церкви есть определенная позиция по поводу Хеллоуина и его духовного смысла, о чем неоднократно говорилось. Например, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон высказывался о Хеллоуине в своем открытом письме к студентам Института гуманитарного образования, отмечая его неоднозначность и отрицая его безобидность.
Главная проблема восприятия современными людьми Хеллоуина — особенно теми, кто его отмечает, — состоит в том, что они не берут в расчет ни его исторический, ни религиозный смысл, а рассматривают пеструю картинку, навязанную массовой культурой и сталкиваются с непониманием смысла праздника в целом. В нашем материале мы расскажем, что Хеллоуин имеет серьезный религиозный, мифологический и культурно-исторический подтекст.
Хеллоуин — не современный американский праздник. Он имеет древнюю историю и является отголоском главного кельтского праздника — Самайна
Самайн был одним из главных периодов в годовом календарном цикле кельтов, проживавших на территориях современной Ирландии, Шотландии, Уэльса, Севера Франции и других кельтских областей. Само слово Samain в современном ирландском языке (Samhain) означает месяц ноябрь. Самайн был своеобразным «кельтским Новым годом», знаменовал начало зимы и был завершением летнего пастбищного сезона, временем, когда короли и власть устраивали пышные собрания и пиры.
В староирландской религиозной литературе отмечено, что празднование Самайна длилось трое суток до самого праздника и трое суток после него. Поэтому точная его дата условна, хотя 1 ноября по традиции считается датой Самайна. Одновременно с этим у него был ключевой обрядовый смысл: Самайн был периодом, когда, по религиозным представлениям кельтских народов, границы между посюсторонним и потусторонним мирами становились проницаемыми, открытыми. В ночное время, как верили кельты, в мир живых могли проникнуть как добрые духи умерших родственников, так и злые сверхъестественные силы. Поэтому кельты зажигали перед своими домами путеводные огоньки, которые приглашали добрых духов и отпугивали нечистых.
Гуляния на Самайн имели не столько развлекательный характер, сколько обрядовый, серьезный: считалось, что умеренное веселье и радость способны уберечь от отрицательного воздействия сил потустороннего мира. Именно с Самайном связано самое большое количество кельтских мифов и легенд, и именно на Самайн в ирландских сагах происходят самые значимые события.
Название Хеллоуина происходит не от английского слова «ад». Праздник имеет христианскую ноту и означает вечер или канун Дня всех святых (All-Hallows-Even)
На Британских островах Самайн как праздник сохранялся с приходом христианства, испытал его влияние, сохранив ключевую содержательную связь с миром усопших. Самайн начинает «сливаться» с христианским днем памяти всех святых и получает новое имя — «Ночь (вечер) всех святых», когда христиане встают на защиту себя и ближних от злых духов. Так, на стыке кельтских и христианских традиций возник Хеллоуин, название которого происходит не от английского слова «hell» (ад, преисподняя).
Наименование праздника — это шотландский аналог английского выражения All-Hallows-Even (вечер или канун Дня всех святых, приходящийся в западном христианстве на 1 ноября). Так что Хеллоуин можно с полной уверенностью назвать христианским «изобретением»: его празднование было закреплено в ночь с 31 октября на 1 ноября.
В XVII-XVIII веках Хеллоуин «перебрался» с переселенцами из Европы в Америку, претерпел некоторые изменения и упрощения, и уже оттуда началось распространение Хеллоуина по всему миру. В XVIII-XIX веках канун Дня всех святых широко отмечался в Шотландии, Ирландии, Англии и Уэльсе. В этот день устраивались ярмарки и народные гуляния, этим праздником вдохновлялись многие писатели и поэты Например, Роберт Бёрнс написал поэму «Ночь всех святых», где описывал традиции праздника.
Главную роль в распространении Хеллоуина, трансформированного варианта Самайна, в Европе сыграла в конце XIX века Ирландия, которая обладала колоссальным влиянием через миграционные связи, в первую очередь в США, где Хеллоуин впоследствии стал одним из самых популярных праздников. Хотя в начале ХХ века в Ирландии даже пытались разграничивать Хеллоуин и Самайн, считая последний исключительно ирландским изобретением, а не общеевропейским, на чем делали патриотический акцент. Однако вскоре Самайн и Хеллоуин были снова объединены в единый праздник с древнеирландскими корнями. В США ощутили эти ирландские корни Хеллоуина, и он стал одним из самых ярких эмигрантских праздников наравне с днем святого Патрика.
Хеллоуин мог играть роль Дня поминовения всех усопших
Так как предок Хеллоуина Самайн длился семь суток, одним из его особых назначений было поминовение умерших родственников. И несмотря на то, что за Хеллоуином закрепилась определенная дата, в этот день была сохранена связь с памятью усопших. Об этом свидетельствует и близкая дата — 2 ноября, когда у католиков, сразу за Днем всех святых, отмечается День поминовения всех усопших. В Хеллоуин, согласно европейским и поздним американским убеждениям и представлениям, можно было встретиться с душами родственников, поэтому он тоже мог играть роль дня поминовения.
Костюмы и многие другие традиции Хеллоуина схожи с некоторыми ритуалами святок
Костюмирование на Хеллоуин восходит также к традициям Самайна. Люди, надевавшие на себя страшные маски и костюмы, символическим образом прогоняли нечистую силу и задабривали духов умерших родственников, которые, по народным представлениям, могли помогать живым на земле. Однако традиции Хеллоуина не являются уникальными. У святок праздничного периода, который оказался между Рождеством Христовым и Крещением Господним и отмечаемый носителями народной культуры, проживающими на территории восточных славян, есть много общего с Самайном, который также был временным периодом, и современным Хеллоуином.
Традиции святочных вечеров, которые получили в традиционной культуре восточных славян названия «страшных», во многом схожи с хеллоуинским набором обрядовых действий. В первую очередь, это ряженье в костюмы мифологических и реальных персонажей и животных, обход соседей участниками праздничного действа, получение угощения у хозяев, дарение символических подарков, способствующее налаживанию диалога между живыми и усопшими, и совершение самого действия вечером и ночью. Все эти нехитрые ритуалы и в европейской, и в восточнославянской святочной традиции имели как увеселительный, так и обрядовый смысл поминовения родственников.
«Хеллоуинский» обычай вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю
Главным атрибутом праздника является так называемый светильник Джека (Jack-o’-lantern, буквально — Джек-светильник) — вычищенная тыква с прорезанными чертами лица. В тыкву помещается зажженная свеча. Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю и не является собственно ирландской. Есть мнения, что тыквенные светильники впервые появились в Великобритании, однако употребление этого овоща в качестве праздничного атрибута было распространено в большинстве славянских стран. Вот одно из воспоминаний пожилой жительницы Владимирской области в начале ХХ века: «На Святки рядились. Тыкву вырезали. Тыква вырастет большая, ее выдолбят, глаза вырежут, тут свечку поставят, в окошко поставят». Люди верили, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов.
В XIX веке бытовала ирландская легенда о кузнеце Джеке О’Лантерне, которому удалось несколько раз обмануть дьявола при помощи христианского креста. Самодельным фонарем из тыквы Джек освещал себе дорогу, помогая своей душе обрести праведный путь.
Хотя сегодня хеллоуинская тыква воспринимается исключительно как устрашающий образ, тыквенный светильник не всегда использовался для запугивания людей. Она также была символом защиты от злых духов. В некоторых вариантах светильник заменял «звезду», используемую при колядовании (она символизировала Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Младенца Иисуса). Таким образом, тыква-фонарь не призвана только создать «страшную» атмосферу. Ее символический смысл — в помощи обретения праведного пути.
Несмотря на то, что Хеллоуин в его современном виде является упрощенным вариантом древнего кельтского праздника и в нем усилен маскарадный и развлекательный элемент, не стоит забывать его богатую историю и серьезный смысл, который существовал у этого дня на протяжении многих веков.
Для подготовки статьи использованы материалы Ю. Андрейчука, Г. Бондаренко и А. Тихоновой
ЗАНЕГИНА Ася
Шуточный карнавал или оккультный праздник нечисти? Ни то и ни другое. У Православной Церкви есть определенная позиция по поводу Хеллоуина и его духовного смысла, о чем неоднократно говорилось. Например, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон высказывался о Хеллоуине в своем открытом письме к студентам Института гуманитарного образования, отмечая его неоднозначность и отрицая его безобидность. Главная проблема восприятия современными людьми Хеллоуина — особенно теми, кто его отмечает, — состоит в том, что они не берут в расчет ни его исторический, ни религиозный смысл, а рассматривают пеструю картинку, навязанную массовой культурой и сталкиваются с непониманием смысла праздника в целом. В нашем материале мы расскажем, что Хеллоуин имеет серьезный религиозный, мифологический и культурно-исторический подтекст. Хеллоуин — не современный американский праздник. Он имеет древнюю историю и является отголоском главного кельтского праздника — Самайна Самайн был одним из главных периодов в годовом календарном цикле кельтов, проживавших на территориях современной Ирландии, Шотландии, Уэльса, Севера Франции и других кельтских областей. Само слово Samain в современном ирландском языке (Samhain) означает месяц ноябрь. Самайн был своеобразным «кельтским Новым годом», знаменовал начало зимы и был завершением летнего пастбищного сезона, временем, когда короли и власть устраивали пышные собрания и пиры. В староирландской религиозной литературе отмечено, что празднование Самайна длилось трое суток до самого праздника и трое суток после него. Поэтому точная его дата условна, хотя 1 ноября по традиции считается датой Самайна. Одновременно с этим у него был ключевой обрядовый смысл: Самайн был периодом, когда, по религиозным представлениям кельтских народов, границы между посюсторонним и потусторонним мирами становились проницаемыми, открытыми. В ночное время, как верили кельты, в мир живых могли проникнуть как добрые духи умерших родственников, так и злые сверхъестественные силы. Поэтому кельты зажигали перед своими домами путеводные огоньки, которые приглашали добрых духов и отпугивали нечистых. Гуляния на Самайн имели не столько развлекательный характер, сколько обрядовый, серьезный: считалось, что умеренное веселье и радость способны уберечь от отрицательного воздействия сил потустороннего мира. Именно с Самайном связано самое большое количество кельтских мифов и легенд, и именно на Самайн в ирландских сагах происходят самые значимые события. Название Хеллоуина происходит не от английского слова «ад». Праздник имеет христианскую ноту и означает вечер или канун Дня всех святых (All-Hallows-Even) На Британских островах Самайн как праздник сохранялся с приходом христианства, испытал его влияние, сохранив ключевую содержательную связь с миром усопших. Самайн начинает «сливаться» с христианским днем памяти всех святых и получает новое имя — «Ночь (вечер) всех святых», когда христиане встают на защиту себя и ближних от злых духов. Так, на стыке кельтских и христианских традиций возник Хеллоуин, название которого происходит не от английского слова «hell» (ад, преисподняя). Наименование праздника — это шотландский аналог английского выражения All-Hallows-Even (вечер или канун Дня всех святых, приходящийся в западном христианстве на 1 ноября). Так что Хеллоуин можно с полной уверенностью назвать христианским «изобретением»: его празднование было закреплено в ночь с 31 октября на 1 ноября. В XVII-XVIII веках Хеллоуин «перебрался» с переселенцами из Европы в Америку, претерпел некоторые изменения и упрощения, и уже оттуда началось распространение Хеллоуина по всему миру. В XVIII-XIX веках канун Дня всех святых широко отмечался в Шотландии, Ирландии, Англии и Уэльсе. В этот день устраивались ярмарки и народные гуляния, этим праздником вдохновлялись многие писатели и поэты Например, Роберт Бёрнс написал поэму «Ночь всех святых», где описывал традиции праздника. Главную роль в распространении Хеллоуина, трансформированного варианта Самайна, в Европе сыграла в конце XIX века Ирландия, которая обладала колоссальным влиянием через миграционные связи, в первую очередь в США, где Хеллоуин впоследствии стал одним из самых популярных праздников. Хотя в начале ХХ века в Ирландии даже пытались разграничивать Хеллоуин и Самайн, считая последний исключительно ирландским изобретением, а не общеевропейским, на чем делали патриотический акцент. Однако вскоре Самайн и Хеллоуин были снова объединены в единый праздник с древнеирландскими корнями. В США ощутили эти ирландские корни Хеллоуина, и он стал одним из самых ярких эмигрантских праздников наравне с днем святого Патрика. Хеллоуин мог играть роль Дня поминовения всех усопших Так как предок Хеллоуина Самайн длился семь суток, одним из его особых назначений было поминовение умерших родственников. И несмотря на то, что за Хеллоуином закрепилась определенная дата, в этот день была сохранена связь с памятью усопших. Об этом свидетельствует и близкая дата — 2 ноября, когда у католиков, сразу за Днем всех святых, отмечается День поминовения всех усопших. В Хеллоуин, согласно европейским и поздним американским убеждениям и представлениям, можно было встретиться с душами родственников, поэтому он тоже мог играть роль дня поминовения. Костюмы и многие другие традиции Хеллоуина схожи с некоторыми ритуалами святок Костюмирование на Хеллоуин восходит также к традициям Самайна. Люди, надевавшие на себя страшные маски и костюмы, символическим образом прогоняли нечистую силу и задабривали духов умерших родственников, которые, по народным представлениям, могли помогать живым на земле. Однако традиции Хеллоуина не являются уникальными. У святок праздничного периода, который оказался между Рождеством Христовым и Крещением Господним и отмечаемый носителями народной культуры, проживающими на территории восточных славян, есть много общего с Самайном, который также был временным периодом, и современным Хеллоуином. Традиции святочных вечеров, которые получили в традиционной культуре восточных славян названия «страшных», во многом схожи с хеллоуинским набором обрядовых действий. В первую очередь, это ряженье в костюмы мифологических и реальных персонажей и животных, обход соседей участниками праздничного действа, получение угощения у хозяев, дарение символических подарков, способствующее налаживанию диалога между живыми и усопшими, и совершение самого действия вечером и ночью. Все эти нехитрые ритуалы и в европейской, и в восточнославянской святочной традиции имели как увеселительный, так и обрядовый смысл поминовения родственников. «Хеллоуинский» обычай вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю Главным атрибутом праздника является так называемый светильник Джека (Jack-o’-lantern, буквально — Джек-светильник) — вычищенная тыква с прорезанными чертами лица. В тыкву помещается зажженная свеча. Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю и не является собственно ирландской. Есть мнения, что тыквенные светильники впервые появились в Великобритании, однако употребление этого овоща в качестве праздничного атрибута было распространено в большинстве славянских стран. Вот одно из воспоминаний пожилой жительницы Владимирской области в начале ХХ века: «На Святки рядились. Тыкву вырезали. Тыква вырастет большая, ее выдолбят, глаза вырежут, тут свечку поставят, в окошко поставят». Люди верили, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. В XIX веке бытовала ирландская легенда о кузнеце Джеке О’Лантерне, которому удалось несколько раз обмануть дьявола при помощи христианского креста. Самодельным фонарем из тыквы Джек освещал себе дорогу, помогая своей душе обрести праведный путь. Хотя сегодня хеллоуинская тыква воспринимается исключительно как устрашающий образ, тыквенный светильник не всегда использовался для запугивания людей. Она также была символом защиты от злых духов. В некоторых вариантах светильник заменял «звезду», используемую при колядовании (она символизировала Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Младенца Иисуса). Таким образом, тыква-фонарь не призвана только создать «страшную» атмосферу. Ее символический смысл — в помощи обретения праведного пути. Несмотря на то, что Хеллоуин в его современном виде является упрощенным вариантом древнего кельтского праздника и в нем усилен маскарадный и развлекательный элемент, не стоит забывать его богатую историю и серьезный смысл, который существовал у этого дня на протяжении многих веков. Для подготовки статьи использованы материалы Ю. Андрейчука, Г. Бондаренко и А. Тихоновой ЗАНЕГИНА Ася