Педагогический VS педиатрический прикорм - «Здоровье»
Специально для Мама.ру консультант по ГВ, гештальт-терапевт Ирина Артемьева ясно и доступно объясняет то, в чём сам чёрт ногу сломит — какой тип прикорма выбрать, в чём вообще между ними разница?
Пора прикармливать ребенка? Не можете определиться с тем, как и с чего начинать? Да и когда – ведь разные врачи рекомендуют самые разные сроки для ввода прикорма.
В этой таблице мы сравним педиатрический и педагогический типы прикорма, вы увидите, как много между ними общего, в чем ключевые отличия, и сможете определиться в своем выборе.
Педиатрический
Педагогический
Время начала
По готовности ребенка, в среднем в 6 месяцев (ребенок учится сидеть, имеет пинцетный захват, выраженный пищевой интерес, первый зуб)
По готовности ребенка, в среднем в 6 месяцев (ребенок учится сидеть, имеет пинцетный захват, выраженный пищевой интерес, первый зуб)
Первые пробы
Безопасные продукты: каши или гипоалергенные овощи.
Ориентировочно те же продукты, примерно спустя месяц можно разообразить прикорм, более свободно предлагая разные вкусы
Темп введения прикорма
Существует алгоритм введения прикорма, объем наращивается по схеме. Но при изменениях стула, высыпаниях, простуде и других дискомфортных состояниях прикорм отменяется или же объем существенно уменьшается.
Темп введения прикорма медленный, в основном следует за запросом и инициативой ребенка, но откаты случаются редко, в связи с особенностями этого типа прикорма.
Моно или стерео?
Первый месяц ребенок знакомится с одним видом пищи в течение дня (неделя кабачка, неделя цветной капусты etc)
Первое время ребенок пробует одни и те же продукты, много вкусов за один обед малыш попробует уже спу3стя месяц-два.
Консистенция пищи
Пюреобразная, гомогенная, примерно к году появляются мягкие и небольшие кусочки
Кусочки. С самой первой пробы ребенок сталкивается с кусочками, изучает их во рту, учится жевать, давить деснами, глотать, перемещать языком по полости рта.
Переход на рацион семьи
Происходит, в возрасте около года, когда ребенок ест все основные группы продуктов.
Происходит одновременно со введением прикорма. Рацион семьи отчасти подстраивается под ребенка, ради
Порядок введения продуктов
Существует несколько основных схем введения прикорма, в зависиомсти от весаи стула ребенка начинают с овощей или каш.
Не существует четкого алгоритма введения прикорма, кроме общих рекомендаций о безопасных продуктах и о том, что ребенок сам проявляет интерес к тем продуктам, которые ему наиболее интересны из доступных.
Пищевой интерес
Пищевой интерес является важной составляющей, но считается приемлемым ориентироваться на «сколько должен съедать малыш грамов», а не на интерес и желание реьбенка, вследствие чего порой ребенок ест неохотно, выборочно, требует дополнительный развлечений: мультиков, сказок, уговоров. В некоторых случаях рацион расширяется при этом за счет преждевременного введения сластей, хлебобулочного, продуктов с резкими вкусами, таких, как колбаса, сосиски.
Пищевой интерес руководит всем процессом введения прикорма: ребенок всегда съедает столько6 сколько хочет, или меньше, если он хочет съесть слишком много тяжелой для его возраста пищи. Не существует ситуации, в которой малыш пресыщен, но его продолжают кормить. Инициатива ребенка по отношению к еде опережает темп введения прикорма. Это обеспечивает постоянную заинтересованность ребенка в еде и неугасающий пищевой интерес.
ГВ и прикорм
Ориентир – прикорм заменяет кормление грудью, вытесняет пищевую потребность ребенка в молоке и процесс завершения кормления
Первое время кормление грудью остается основой и базой всего питания малыша. При болезни, прорезывании зубов и прочих недомоганиях ребенок может отказаться от прикорма в пользу молока.
Ожидания и реальность
Разочарование может наступить относительно темпов введения прикорма, в связи с нежеланием ребенка «идти по графику». Это происходит вследствие временной потери пищевого интереса. Обычно помогает уменьшение порции или пауза в введении прикорма, но родителям часто психологически слодно пойти на такой шаг.
Обычно разочарование наступает относительно чистоты на кухне. Самостоятельный ребенок ест неопрятно, но сам. Также, малыш обычно к году становится разборчив и имеет свои ясные предпочтения, поэтому появляется еда «любимая».
Кишечные реакции
Случаются на первых этапах и в дальнейшем, при введении больших порций пюре
Крайне редки, тк площадь контакта слизистой кишечника к кусочком пищи мала в сравнении с контактом с пюре. Поэтому нагрузка на пищеварительную систему меньше и явные реакции очень редки.