Белорусский национальный костюм – фото и история - «Мода» » Я "Женщина" - Я "Всё могу".
✔ Шопинг это болезнь,
Но нас это не косается
Сегодня
Я "Женщина" - Я "Всё могу". » Я и Мода. » Высокая мода. » Белорусский национальный костюм – фото и история - «Мода»

Белорусский национальный костюм – фото и история - «Мода»

Добавлено: 14.12.18
Автор: Parson
Теги: Мода
Поделись с подругой или другом в Социальных сетях.
Белорусский национальный костюм – это традиционная одежда крестьян, языческая символика (орнамент) в качестве декора и случайная шляпа из Трансильвании.

Белорусский национальный костюм
Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год


Национальный или же народный костюм Беларуси формируется, как и национальные костюмы других европейских народов, в XIX веке на основе народной традиционной одежды. Одежды, которую на протяжении столетий носили крестьяне.
В том и отличие народного костюма – это одежда простых людей, мало изменяющаяся на протяжении многих веков. В отличие от костюма аристократов, который чаще всего изменялся по общеевропейской моде.
Белорусский национальный костюм – фото и история - «Мода»

Белорусский народный костюм
Марка


Основная ткань, которая использовалась при пошиве белорусского народного костюма, лен. Так же, как и у других народов, среди первых материалов для изготовления одежды помимо льна была и шерсть. Украшался белорусский народный костюм орнаментом. При этом традиционно наиболее нарядным по своему декору являлся женский костюм. В мужском же костюме орнаменты вышивались чаще всего только на рубашке.
Мужской костюм

Белорусский народный мужской костюм состоял из штанов и рубахи. Летние штаны чаще всего были полотняными, зимние шились из сукна. В Беларуси мужские штаны называли «нагавицы», «ганавицы», «порты». Названия зависели от той области страны, где штаны носили. Были у штанов в каждом регионе и свои «маленькие особенности». К примеру, в Витебской области в XIX веке встречались штаны с круглой вставкой, очень широкие при шаге. И назывались такие штаны «кроклами» или «кроквами». Скорее всего, от слова «шаг» - по-белорусски «крок».


Белорусский народный костюм
Марка


И это тоже особенность народного костюма. В каждом регионе, даже внутри одной страны, одежда крестьян при общей схожести имеет свои небольшие отличия. Таким образом, народный костюм любой страны – это в некотором роде среднее арифметическое всех вариантов народной одежды из различных регионов данной страны.
Мужская рубаха в белорусском народном костюме традиционно шилась из домотканого полотка. Украшалась орнаментом. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали.
Верхней одеждой у мужчин служила свита. Свита - это одежда прямого халатоподобного кроя. Чаще всего на территории Беларуси носили свиту прямого кроя, однако встречаются и варианты расширяющейся книзу свиты. Свиту так же, как и рубаху, носили с поясом. Зимой верхней одеждой был кожух.

Белорусский народный костюм
Марка


Что касается поясов, то в белорусском народном костюме мужская одежда всегда была с поясом. При этом пояс, к примеру, в одежде XVI века имел вполне практическое предназначение. К поясу в те времена крепился небольшой мешочек, в котором хранились деньги и другие небольшие предметы.

Пояса могли быть как суконными, так и полсуконными – основа такой ткани лен, а уток (поперечные нити ткани) – суконные. При этом носили также и вязаные, и плетеные пояса. Пояса украшались орнаментом.

Мужскими головными уборами в белорусском народном костюме являлись шляпа брыль и магерка. Зимой носили меховые шапки, к примеру, аблавуху. Шляпа брыль – это шляпа с широкими полями. Она могла быть как соломенной, так и из войлока.

Портрет Стефана Батория, 1576 год

Магерка – это валеная шапка без полей, чаще всего белого цвета. Такую шапку носили не только в Беларуси, но и в Украине и Польше. Ее название происходит от слова «mаgуаr» – венгр. Считается, что такая шапка появилась в XVI веке во времена правления короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. С тех пор шляпа магерка и прописалась в белорусском народном костюме.
Сам же король Стефан Баторий был родом из Венгрии и не откуда-нибудь, а из самой Трансильвании. Его племянницей была Елизавета Батори, вошедшая в истории как кровавая леди Батори.
А вот король Стефан Баторий вошел в историю вполне себе положительным персонажем. К слову, последние годы своей жизни трансильванец Стефан Баторий провел в белорусском городе Гродно, где в те годы и находилась его королевская резиденция.

Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год


Женский костюм

Элементами белорусского женского народного костюма служили рубашка, которая богато украшалась вышивкой, юбка, безрукавка и фартук.
Юбки в различных регионах Беларуси назывались по-разному. Также названия юбок могли зависеть и от их цвета. Так, абсолютно белая юбка называлась «бяляк», синяя юбка - «синька». Могли зависеть наименования юбок и от материалов, к примеру, юбку, пошитую из набивной ткани, называли «набойка».
Юбки из шерстяной ткани, которые чаще всего носили зимой, назывались андарак. Само слово, скорее всего, происходит от немецкого слова «unterrock» - так в немецком языке называли нижнее платье. Данное слово изначально было заимствовано поляками, а затем пришло и в белорусский язык, превратившись в андарак – название для шерстяной юбки.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год


Безрукавки в Беларуси называли «гарсет» или же «кабат», встречались и такие названия, как «станик», «каптан», «нагрудник». Безрукавки могли быть как короткими – до талии, так и длинными. Спереди безрукавка могла как застегивать на пуговицы, так и зашнуровываться.
Фартуки шились из полотка и крепились на талии при помощи завязок. Фартуки, как и женские рубахи, богато украшались вышивкой - орнаментами.

Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год


В качестве головных уборов женщины носили платки, чепцы, а также намитки. Намитка или же наметка – головной убор замужней женщины. Намитка – это длинный, до 3 метров, кусок прямоугольной ткани, который повязывался вокруг головы, закрывая как саму голову, так и шею.
Обувь как женская, так и мужская еще со времен Киевской Руси и Полоцкого княжества была кожаной. С XIX века частью белорусского народного мужского костюма становятся высокие кожаные сапоги. Однако, крестьяне могли носить и плетеную обувь – лапти.


Символ любви
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год


Орнамент

Большую роль в белорусском народном костюме играет орнамент. Орнаментом вышивались как мужские, так и женские рубахи, а также юбки, фартуки.


Символ предков
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год


Символика белорусского орнамента достаточно древняя, сохранившаяся еще с языческих времен. Узоры орнамента в Беларуси в основном вышивались красным нитями по белой ткани – белые рубахи, фартуки, юбки. При этом орнамент могли вышивать не только на одежде, но и на рушниках – полотенцах.


Символ солнца
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год


Еще в середине ХХ века пожилые женщины в деревнях помнили, что узоры орнамента – это не просто картинки. Узоры орнамента – это символы, несущие определенный смысл. Такие символы могли быть пожеланием счастья молодым либо же оберегом. Были и символы, связанные с годовым циклом и праздниками урожая, ведь самое главное в жизни крестьян – это солнце и хлеб. Также среди узоров орнамента встречались и символы, связанные с погребальными обрядами.


Символ хлеба
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год


Вышивая орнаменты на одежде или же рущниках, мастерицы в древние времена могли складывать целые предложения из символов. Вкладывать определенный смысл в декор костюма. И, таким образом, для крестьян орнамент служил не только украшением, но и заклинанием, и оберегом.

Белорусский национальный костюм – это традиционная одежда крестьян, языческая символика (орнамент) в качестве декора и случайная шляпа из Трансильвании. Белорусский народный костюм Иллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год Национальный или же народный костюм Беларуси формируется, как и национальные костюмы других европейских народов, в XIX веке на основе народной традиционной одежды. Одежды, которую на протяжении столетий носили крестьяне. В том и отличие народного костюма – это одежда простых людей, мало изменяющаяся на протяжении многих веков. В отличие от костюма аристократов, который чаще всего изменялся по общеевропейской моде. Белорусский народный костюм Марка Основная ткань, которая использовалась при пошиве белорусского народного костюма, лен. Так же, как и у других народов, среди первых материалов для изготовления одежды помимо льна была и шерсть. Украшался белорусский народный костюм орнаментом. При этом традиционно наиболее нарядным по своему декору являлся женский костюм. В мужском же костюме орнаменты вышивались чаще всего только на рубашке. Мужской костюм Белорусский народный мужской костюм состоял из штанов и рубахи. Летние штаны чаще всего были полотняными, зимние шились из сукна. В Беларуси мужские штаны называли «нагавицы», «ганавицы», «порты». Названия зависели от той области страны, где штаны носили. Были у штанов в каждом регионе и свои «маленькие особенности». К примеру, в Витебской области в XIX веке встречались штаны с круглой вставкой, очень широкие при шаге. И назывались такие штаны «кроклами» или «кроквами». Скорее всего, от слова «шаг» - по-белорусски «крок». Белорусский народный костюм Марка И это тоже особенность народного костюма. В каждом регионе, даже внутри одной страны, одежда крестьян при общей схожести имеет свои небольшие отличия. Таким образом, народный костюм любой страны – это в некотором роде среднее арифметическое всех вариантов народной одежды из различных регионов данной страны. Мужская рубаха в белорусском народном костюме традиционно шилась из домотканого полотка. Украшалась орнаментом. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали. Верхней одеждой у мужчин служила свита. Свита - это одежда прямого халатоподобного кроя. Чаще всего на территории Беларуси носили свиту прямого кроя, однако встречаются и варианты расширяющейся книзу свиты. Свиту так же, как и рубаху, носили с поясом. Зимой верхней одеждой был кожух. Белорусский народный костюм Марка Что касается поясов, то в белорусском народном костюме мужская одежда всегда была с поясом. При этом пояс, к примеру, в одежде XVI века имел вполне практическое предназначение. К поясу в те времена крепился небольшой мешочек, в котором хранились деньги и другие небольшие предметы. Пояса могли быть как суконными, так и полсуконными – основа такой ткани лен, а уток (поперечные нити ткани) – суконные. При этом носили также и вязаные, и плетеные пояса. Пояса украшались орнаментом. Мужскими головными уборами в белорусском народном костюме являлись шляпа брыль и магерка. Зимой носили меховые шапки, к примеру, аблавуху. Шляпа брыль – это шляпа с широкими полями. Она могла быть как соломенной, так и из войлока. Портрет Стефана Батория, 1576 год Магерка – это валеная шапка без полей, чаще всего белого цвета. Такую шапку носили не только в Беларуси, но и в Украине и Польше. Ее название происходит от слова «mаgуаr» – венгр. Считается, что такая шапка появилась в XVI веке во времена правления короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. С тех пор шляпа магерка и прописалась в белорусском народном костюме. Сам же король Стефан Баторий был родом из Венгрии и не откуда-нибудь, а из самой Трансильвании. Его племянницей была Елизавета Батори, вошедшая в истории как кровавая леди Батори. А вот король Стефан Баторий вошел в историю вполне себе положительным персонажем. К слову, последние годы своей жизни трансильванец Стефан Баторий провел в белорусском городе Гродно, где в те годы и находилась его королевская резиденция. Белорусский народный костюм Иллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год Женский костюм Элементами белорусского женского народного костюма служили рубашка, которая богато украшалась вышивкой, юбка, безрукавка и фартук. Юбки в различных регионах Беларуси назывались по-разному. Также названия юбок могли зависеть и от их цвета. Так, абсолютно белая юбка называлась «бяляк», синяя юбка - «синька». Могли зависеть наименования юбок и от материалов, к примеру, юбку, пошитую из набивной ткани, называли «набойка». Юбки из шерстяной ткани, которые чаще всего носили зимой, назывались андарак. Само слово, скорее всего, происходит от немецкого слова «unterrock» - так в немецком языке называли нижнее платье. Данное слово изначально было заимствовано поляками, а затем пришло и в белорусский язык, превратившись в андарак – название для шерстяной юбки. Белорусский народный костюм Иллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год Безрукавки в Беларуси называли «гарсет» или же «кабат», встречались и такие названия, как «станик», «каптан», «нагрудник». Безрукавки могли быть как короткими – до талии, так и длинными. Спереди безрукавка могла как застегивать на пуговицы, так и зашнуровываться. Фартуки шились из полотка и крепились на талии при помощи завязок. Фартуки, как и женские рубахи, богато украшались вышивкой - орнаментами. Белорусский народный костюм Иллюстрация из книги «Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год В качестве головных уборов женщины носили платки, чепцы, а также намитки. Намитка или же наметка – головной убор замужней женщины. Намитка – это длинный, до 3 метров, кусок прямоугольной ткани, который повязывался вокруг головы, закрывая как саму голову, так и шею. Обувь как женская, так и мужская еще со времен Киевской Руси и Полоцкого княжества была кожаной. С XIX века частью белорусского народного мужского костюма становятся высокие кожаные сапоги. Однако, крестьяне могли носить и плетеную обувь – лапти. Символ любви Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год Орнамент Большую роль в белорусском народном костюме играет орнамент. Орнаментом вышивались как мужские, так и женские рубахи, а также юбки, фартуки. Символ предков Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год Символика белорусского орнамента достаточно древняя, сохранившаяся еще с языческих времен. Узоры орнамента в Беларуси в основном вышивались красным нитями по белой ткани – белые рубахи, фартуки, юбки. При этом орнамент могли вышивать не только на одежде, но и на рушниках – полотенцах. Символ солнца Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год Еще в середине ХХ века пожилые женщины в деревнях помнили, что узоры орнамента – это не просто картинки. Узоры орнамента – это символы, несущие определенный смысл. Такие символы могли быть пожеланием счастья молодым либо же оберегом. Были и символы, связанные с годовым циклом и праздниками урожая, ведь самое главное в жизни крестьян – это солнце и хлеб. Также среди узоров орнамента встречались и символы, связанные с погребальными обрядами. Символ хлеба Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год Вышивая орнаменты на одежде или же рущниках, мастерицы в древние времена могли складывать целые предложения из символов. Вкладывать определенный смысл в декор костюма. И, таким образом, для крестьян орнамент служил не только украшением, но и заклинанием, и оберегом.

Это надо видеть, для нас любимых


Похожие новости

Оставить свои восхищения

Читайте также